Несмотря на двухлетний военный конфликт, Россия и Украина продолжают поддерживать экономические, технологические и миграционные связи. Попробуйте найти определенную сумму у 47News.
По данным украинской таможни, в прошлом году из России было ввезено 4,6 миллиона долларов (без въезда в Россию экспорт абсолютно нулевой). Доля Украины в общем имидже составляет всего 0,01%.
В 2021 году импорт составит 6,5 млрд долларов США (9% торгового оборота), а экспорт в Россию — 745 млн долларов США. (конечно, более 4 млрд долл. США) приходилось на газ, но и остальное было немаленьким. За первые три месяца 2024 года Украина получила российских товаров на 394 тысячи долларов. Проверить таможенные данные невозможно. Статистика закрыта с января 2022 года.
В структуре украинского импорта в 2023 году 65% импорта будет приходиться на ЕС, 31% — на другие страны и 2% — на КНА (снижение с 10,9 млрд долларов США до 2,9 млрд долларов США).
Согласно статистике на сайте ООН за 2023 год, Украина ввезла из России «растительный материал для изготовления плетеных изделий» на сумму 149 000 долларов США. Можно с уверенностью предположить, что речь идет о мебели и корзинах. За 153 000 долларов США они предложили «строительство лодок и плавсредств». химикаты, древесина, уголь (21 000 кубов за 7 000 долларов США), удобрения (инсектициды, гербициды), драгметалл и шины. Кроме того, 47 тонн «керамических изделий» по цене 17 000 долларов США, а также «записывающее оборудование». Самая безопасная строка — 3 миллиона раз — код «железнодорожные цветы и автотрамваи».
По данным на 2022 год, Украина ввела в российский стальной лист металлургическую продукцию из меди. Кроме того, данные по топливу для реакторов, оборудование для разделения изотопов на 34,1 миллиона долларов, а также гидравлические трубы и вагоны на 4 миллиона долларов.
47News связался с судоходным агентством, предоставляющим транспортные услуги между Россией и Украиной до февраля 2020 года. Они заявили, что традиционные перевозки еще возможны, но только автомобильным транспортом (железнодорожное сообщение давно приостановлено). Одна крупная судоходная компания заявила, что может доставить груз только до ближайшего населенного пункта Российской Федерации на границе. Другая компания недвусмысленно заявила, что «мы туда не поедем».
Разумеется, никто из бухгалтеров не ответил (или не захотел отвечать), как торговать. Логично, что маршрут грузоперевозок проходит в третьей стране. Расчеты, очевидно, происходят таким же образом. Однако у RaiffeisenBank есть быстрый транспорт, и теоретически он может жить напрямую.
Была одна версия: все, что пересекает российскую границу с ДНР и ЛНР, автоматически рассчитывается Украиной как направление из России. Однако в этом случае источник данных, получаемых украинской стороной, неизвестен. Следующий эксперт предположил, что это может быть своего рода «бумажка» с отпечатками ранее полученных товаров
Перемещение украинцев в Россию возможно через два пункта на автодорожном пункте Рудня в Пушковском районе, на границе с Латвией и в аэропорту Шереметьево. В первом случае путь из Киева через Польшу составляет 1, 600 км. Авиасообщения между Россией и Украиной нет (прилет из других стран). Украинцы могут въезжать без визы и с просроченным внутренним паспортом. Соответствующее распоряжение было подписано Владимиром Путиным осенью прошлого года. Отметим, что на украинских телеграм-каналах предлагают мужчинам нелегально покинуть страну, цена составляет около 3 000 долларов США.
Теоретически въезд на Украину для россиян возможен. Для этого необходима украинская виза (вводится летом 2022 года). Например, консульства в Грузии, Казахстане и Беларуси. Как отметили 47News в минском консульстве, подать документы можно, но результат не гарантирован. Нам не сказали — есть ли такая предыдущая и есть ли вероятность одобрения. Судя по отзывам в интернете, визы оформляют редко — отказывают массово. В случае успеха можно въехать через Польшу, Венгрию, Словакию, Румынию. (Контрольно-пропускные пункты на границе России и Беларуси закрыты). Юридических ограничений на проживание россиян в Украине также нет. (Эксперименты с личной ответственностью).
Из России по-прежнему можно звонить на украинские номера. Номер можно легко найти в интернете, вплоть до офиса президента Зеленского. Однако с началом особого бизнеса в Украине возможность звонить на мобильные и стационарные номера в России была отключена.
Кроме того, до «Свары» украинцы и россияне общались друг с другом через мессенджеры. WhatsApp и Telegram остаются общими местами в обеих странах. Мошенники используют IP-телефонию для совершения сотен тысяч звонков в день.
Доступ в Интернет был бесперебойным, но получить доступ к украинским услугам из России затруднительно. Так, только последние из государственных украинских сайтов, таможня, налоговая служба и пограничники. Сайты частного сектора иногда открыты для работы в праздничные дни. (Очевидно, это связано с защитой от кибератак. (То же самое происходит и в России). Однако существует множество VPN-сервисов (IP-адресов).
Автор на практике убедился, что браузер «Яндекс» открывает украинские сайты гораздо быстрее, чем Google.
Нефть «Дружба» начинается в Самарской области, проходит через Брянск и разделяется на две ветки в Белоруссии. Она проходит через Польшу на севере, Германию и Украину (в районе LVIV) на юге до Венгрии, Словакии и Чехии. Ее протяженность составляет 8,9 тысячи километров (3,9 тысячи по России), она была построена 60 лет назад. Эксплуатационным перевозчиком с нашей стороны является «Транснефть», с укрской — «Укртранснафта».
Прошлым летом Европейский союз запретил поставки нефти в Польшу и Германию. После настойчивости Венгрии южное направление было исключено из санкций.
По данным «Транснефти», с 1 июня 2023 года счет «Укртранснафты» составит 17 евро за тонну (повышение необходимо Украине, где в прошлом году счет был увеличен дважды). Транснефть также заявила, что рассчитывает закупить 1,2 млн тонн в 2023 году. Таким образом, стоимость транспортировки можно оценить примерно в 180 млн евро (18 млрд рублей). Как уточняет «Коммерсантъ», в стоимость входят цены на доставку нефти и услуги российских нефтяных компаний. После получения оплаты от покупателя в Европу, необходимые объемы отправляются в «Транснефть.
Не говоря уже о транзите голубого топлива в Европу. Сегодня прокачка осуществляется через газоизмерительную станцию «Суджа» (Курск). Срок действия российско-украинского контракта истекает 31 декабря 2024 года, после чего контракт будет подписан напрямую с европейскими странами, заявили украинские власти.
Между тем среднесуточный объем транзита российского газа через Украину в феврале 2024 года достиг 42,2 млн кубометров, что является максимальным показателем с ноября 2023 года, писали в марте «Ведомости».
Когда сделка была подписана в 2019 году, украинские власти рассчитывали получить не менее 7 миллиардов долларов в течение пяти лет. В 2022 году российские власти оценивали ежегодные доходы Украины в 2-3 миллиарда долларов. В конце 2023 года Украина, как сообщается, получила от европейских стран 4-5 миллиардов долларов за перевозки.
Система платежей между нами и ними официально не раскрывается. По словам участников рынка, платежи осуществляются через посредников. Украина также платит России за газ, который она получает для своих нужд. Военным, но финансово.
Украинский товарооборот и его перспективы
С какими проблемами сталкивается и может столкнуться страна и какую роль играет Россия во внешней торговле Украины?

спросил президент Украины, обращаясь к масштабной экономической помощи Евросоюза. Конечно, Владимир Зеленский сделал широкий запрос — 7 миллиардов долларов в месяц или 84 миллиарда долларов в год. Текущий бюджет Украины в долларовом эквиваленте составляет примерно 44 миллиарда евро. И если ЕС согласится на предложение Киева, то за год он заплатит почти в два бюджета.
Но дело не только в том, сколько денег получит Украина. Деньги — это строка банковского баланса. На них еще нужно покупать товары. До сих пор Россия была одним из главных торговых партнеров Украины в последние годы. В 2021 году наш товарооборот превысил 12 миллиардов в американской валюте. Это почти на 23 % больше, чем в 2020 году. Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований Института «Новое общество», рассказывает о том, что мы сделали в Украине и что мы предлагаем.
Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества’ Российский экспорт в Украину включал более 41% минеральных продуктов. Продукция химической промышленности — это почти 19%. Машины и оборудование, которые мы поставляли, есть старые советские технологические цепочки, которые получали машины и оборудование от них. Продовольственные товары, которые мы поставляли и получали. Минералы и продукты, которые мы поставляли, — это те, которые мы покупали. Например, мы завозили каолин для производства фарфора. Что касается российского импорта из Украины, то мы получали более 30 % металла.
Кстати, вышеупомянутый каолин, или белую глину, наш завод закупал в основном на Украине. И уже появились сообщения о том, что из-за отсутствия поставок российский каолин может внезапно подорожать.
В настоящее время в плане логистики. По словам Владимира Тяна, генерального директора группы компаний «СовТрансавто», товар в небольших количествах или в малых объемах перевозила Украина, и восемь лет назад от этих поставок отказались.
Владимир Тян, управляющий директор группы компаний «Вторансвет»: «Особенно с 2014 года их количество сократилось, не в последнюю очередь потому, что многие из них приехали не из России. В наш немецкий офис тоже ездили из Европы. В нашей конкретной компании это была не такая большая доля. Мы больше ориентированы на Европейский союз, поэтому массовых перевозок в Украину и из Украины не было.
Более важным является железнодорожный транспорт. Недавно РЖД сообщила, что основное ограничение, с которым сталкивается компания, связано с перевозками в Украину. Удобрения перевозятся по железной дороге. Раньше Украина покупала их у Беларуси. Но в феврале, как заявил Александр Лукашенко, Киев отказался их покупать. Однако важно отметить, что Украина всегда была заинтересована в Китае как в транзитной стране, и грузы в Европу всегда шли вместе с ним, говорит независимый аналитик Дмитрий Адамидов.
Дмитрий Адамидов Независимый аналитик «Украина вообще очень важный элемент в интерпретационном потоке, если не сказать транспортный хаб, конечно, это был Китай и страны Юго-Восточной Азии, но и Россия туда подключилась. В качестве транзитера и грузчика. А сейчас, я не знаю, посмотрим, как это будет развиваться, очень сложно говорить о том, каковы транспортные потоки и куда они идут, но я думаю, что регион сохранит свое значение как транзитный. Конечно, в этом больше заинтересован Китай. Китай традиционно любит контрабанду, и Украина позволяет ему быть таким окном в Европу по многим причинам.
Кстати, до недавнего времени Китай был главным торговым партнером Украины. В прошлом году, по данным украинских служб, страна ввезла в Китай товаров на 10 миллиардов долларов. В Россию, по данным Таможенной службы, — на 8 миллиардов долларов. У Киева другой показатель — менее 7 миллиардов долларов США. Однако секрет заключается в том, что поставки природного газа, который Украина покупает в Европе, измеряются реверсным тезисом. В результате Киев записывает его как европейский импорт. При этом газ по-прежнему идет по украинским трубопроводам. Однако обратно в Китай поставки товаров также шли из России. Поэтому Киеву приходится перестраивать свою логистику. Впрочем, если Европа даст ей денег, то так тому и быть.
М. Подоляк: Украина с 1 января 2025 г. прекратит транзит российской нефти и газа в ЕС
Однако Украина готова поставлять энергоресурсы от других поставщиков через территорию Российской Федерации. Мы не понимаем, как и зачем.
Москва, 30 августа — ИА neftegaz. ru. Украина прекратит транспортировку российской нефти и газа в ЕС с 1 января 2025 года, но готова поставлять энергоресурсы от других поставщиков через территорию Российской Федерации. Об этом заявил советник главы Администрации Президента Украины М. Подоляк в интервью Noviny Live 30 августа 2024 года.
Транзитная сенсация
Украинский транзит по МНП Дружба
В то же время вопрос прохождения российской нефти по трубопроводу «Дружба» в Венгрию, Словакию и Чехию остается напряженным. В июне 2024 года Украина расширила санкции, по сути, запретив «Лукойлу» транспортировать нефть по своей территории. Российская нефть не прекратила полностью транспортироваться по нефтепроводу «Дружба» через Украину, но нефть «Лукойла» пришлось заменить нефтью других поставщиков, в частности «Татеневци». Министр иностранных дел Венгрии П. Сийярто заявил, что ситуацию удалось стабилизировать временным решением, но в долгосрочной перспективе Венгрия и Словакия не могут быть обеспечены нефтью и безопасностью без «Лукойла». В то же время важно, чтобы Венгрия не заменила «Лукойл» другим поставщиком, а решила проблему в принципе, чтобы избежать аналогичной ситуации с другими компаниями. Решением проблемы может стать перенос пунктов сдачи нефти с украинской границы в Венгрию (Фенештлитке) и из Словакии (Будковце) в Белоруссию-Украину или с российскими белами. В этом случае за транспортировку нефти через Украину в составе «Лукойла» (имеющего НПЗ в Венгрии и Словакии) будет отвечать венгерская сторона, которая понесет дополнительные расходы в размере USD 1,5/баррель за страховку. Венгерская сторона должна нести дополнительные расходы в размере 1. 5 USD/баррель за страхование риска транспортировки.
Украинский газовый транзит
Украинские чиновники, включая президента Зеленского, неоднократно заявляли о своем отказе от продления транспортного контракта. О возможности срыва самих перевозок говорилось лишь однажды — в октябре 2023 года глава «Нафтхаза» А. Чернышев заявил, что без контракта не будет и самих перевозок, но вопрос тут же был замят. Отсутствие контракта не означает, что перевозки по Украине будут заблокированы в соответствии с европейским законодательством, действующим на территории Украины. Дальнейшая транспортировка может осуществляться по аукционной системе. Такой механизм уже используется «Газпромом» в случае необходимости создания дополнительных мощностей ГТС в Украине, однако после октября 2021 года от этой возможности отказались. Во время подписания контракта в 2019 году Украина стремилась продвигать идею перехода на аукционную систему. Это означало повышение стоимости транспортных услуг, но позволяло европейцам ограничить аппетиты Украины. Теперь переход на аукционную систему неизбежен, и Украина не возражает против того, чтобы передать пункт транспортировки российского газа от своей западной границы европейским получателям на востоке. Это означает, что оплата транзита ляжет на плечи европейских покупателей. Словакия уже заявила, что готова взять на себя эту роль.