Следует отметить, что в современных условиях в сферу компетенции лабораторий военной разведки может входить защита пограничных разведывательных данных, которые при правильной интеграции становятся государственной тайной или сведениями, полученными на их основе. Военная деятельность порождает большое количество секретной военной разведки (например, научно-техническая военная разведка, разведывательная информация, внешнеполитическая информация, информация о международных террористах и террористических организациях). Это неизбежно приводит к увеличению количества секретных документов, вызывает неудобства в работе и необходимость увеличения численности персонала, которому необходим доступ к государственной тайне. Такая ситуация приводит и к обратному процессу с крайне негативными последствиями: стремлению представить военную информацию максимально открыто, чтобы не быть связанным режимными ограничениями. Последствия таких решений очевидны. Теряется контроль над военной информацией, что при определенных обстоятельствах может привести (и действительно приводит) к утечке государственных секретов. На основе вышеизложенного можно выработать теоретико-правовое определение военных мин
(а) Сведения, составляющие государственную тайну в военной области.
(b) чувствительная военная информация, разглашение которой не допускается федеральным законом и к которой ограничен доступ органов государственной власти и военного командования.
(c) Военная информация ограниченного доступа.
Первые два утверждения, несомненно, имеют значительные правовые последствия и требуют срочной уголовной защиты. В случае с третьей категорией такая защита не требуется. Достаточно дисциплинарных мер со стороны военного руководства в соответствии с общевоинскими уставами. С практической точки зрения, военную тайну следует отличать от государственной, и только второй элемент должен рассматриваться в узком смысле, чтобы избежать излишнего засекречивания боевой информации. Рекомендуется намеренно включить это определение в законодательство.
Военнослужащие обязуются предоставлять секретную информацию о военнослужащих, доступ к которой ограничен органами государственной власти и органами военного управления в соответствии с федеральным законом.
Данное определение предлагается отразить, например, в Указе Президента Российской Федерации от 1997 года № 1 «О категориях сведений, подлежащих предоставлению», «Об утверждении перечня секретных сведений». Согласие с выводом о трудностях нормативного планирования по вопросам секретности военной службы объясняется все еще развивающимися политическими, военными и экономическими отношениями между Российской Федерацией и ее зарубежными партнерами. Чтобы избежать утечки секретной информации, систему и ее реализацию необходимо адаптировать к современным реалиям. Правовое определение военных учреждений станет основой для создания режима обеспечения их безопасности. Это должно быть реализовано в кратчайшие сроки. За основу может быть принята система нормативного регулирования защиты государственной тайны, учитывающая исторический опыт создания данного вуза и апробированные на практике общепринятые нормы российского и зарубежного права. Для этого, вероятно, потребуется создание отдельного нормативного акта (например, в форме Указа Президента Российской Федерации).
— Определить компетенцию центрального органа военного управления в области отнесения сведений к военной тайне.
— Он формирует перечень сведений, которые военные власти относят к военной тайне. Речь идет о включении в этот институт сведений о тактико-технических характеристиках отдельных видов вооружения и техники, о развитии конкретных воинских частей и подразделений и т. д.
— Меры по обеспечению защиты персональных данных военнослужащих при их сборе и хранении в информационных системах Министерства обороны.
— Установление сроков хранения информации, находящейся в режиме «неразглашения» под грифом «секретно», и процедур периодического пересмотра таких массивов информации с целью снятия ограничений.
— Исчерпывающие перечни информации в других законодательных документах, доступ к которой не может быть ограничен.
— Установление порядка хранения и условий распоряжения секретной военной информацией в отношениях между органами военного управления, обеспечение безусловной безопасности этой информации при ее передаче от одного субъекта к другому.
— Одним из важнейших положений предлагаемого закона должен стать пункт, содержащий правила создания системы защиты сведений, составляющих военную тайну. Здесь необходима более детальная регламентация соответствующих правоотношений с целью применения принципа создания единого охраняемого «разведывательного поля» к органам военного командования и управления. Одним из оптимальных способов организации защиты сведений, составляющих военную тайну, является приближение уровня защиты этих сведений к уровню защиты государственной тайны (использование единой системы архивов, защищенных линий связи и технических средств, возложение ответственности за контроль сохранности этих сведений на государственные и военные закрепленным за подразделением).
— Работа с информацией, являющейся элементом военной тайны, и ее защита должны быть ограничены соответствующей разрешительной системой. В этом случае не имеет смысла выдавать отдельные разрешения военнослужащим или другим лицам, уполномоченным работать с разведывательной и муниципальной тайной. Вопрос получения доступа может быть актуален, например, в периоды рассмотрения судами дел о преступлениях против защиты военной тайны (например, при получении доступа к такой информации для лиц, участвующих в деле). Учитывая особый характер третьего элемента военной тайны — секретной боевой информации — ее разглашение может негативно сказаться на военном управлении, особенно в военном контексте. Несоблюдение военнослужащими правил обеспечения безопасности этой информации приведет к осознанному привлечению к дисциплинарной ответственности, в том числе к применению специальных санкций в виде дисциплинарного ареста. В соответствии с рекомендациями центрального органа управления вооруженными силами, конкретные дисциплинарные проступки, связанные с разглашением секретной информации о боевых действиях, должны быть специально включены в формулировки дисциплинарных правил для вооруженных сил. Эта картина ответственности полностью применима к правилам для военнослужащих.
Вам понравилась эта статья? Не забудьте добавить ее в закладки (CTRL+D) и поделиться ею со своими друзьями.