Распоряжение минтранса РФ от 14 марта 2008 года считается одним из важнейших документов, регулирующих транспортную деятельность в России. Благодаря этому распоряжению установлены основные нормы и требования, касающиеся транспортной безопасности, перевозки грузов и пассажиров, а также условий работы перевозчиков.
В 2021 году были внесены некоторые последние изменения в это распоряжение с целью совершенствования и улучшения транспортной отрасли. Одно из таких изменений касается внедрения новых технологий и цифровых решений для автомобильного транспорта, что позволит повысить эффективность и конкурентоспособность отрасли в целом.
От чего зависит величина показателя ГСМ?
- Вид транспорта:
- Легковое авто;
- Грузовик;
- Фура;
- Транспорт спецназначения и т.д.
- Конкретная марка авто;
- Пробег автомобиля;
- Срок, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
- Базовый расход ГСМ;
- Установленные коэффициенты:
- Сезонные;
- Территориальные;
- Дорожные;
- Грузоподъемные и т.п.
В рамках каждого из этих факторов существует определенная логика формирования показателя ГСМ. Например, для легковых автомобилей базовый расход ГСМ может быть определен на основе данных о расходе топлива для данной марки авто. При этом учитывается пробег и срок эксплуатации автомобиля, а также сезонные и территориальные коэффициенты.
Коэффициенты, также влияют на показатель ГСМ, могут быть связаны с изменениями в окружающей среде (например, наличие горных дорог или ледяных покрытий), с изменением сезонности работы предприятия (например, особенности транспортных услуг в летний и зимний периоды) или с особенностями конкретных грузов или специального оборудования (например, грузоподъемность или дорожные условия).
Таким образом, установление норм списания топлива основывается на различных факторах, которые логически взаимодействуют, чтобы определить объем потребления ГСМ в конкретных условиях эксплуатации автотранспорта.
Как регулируются нормативы затрат топлива для транспортных средств?
Стандарты в отношении рабочего процесса транспортных средств
Распоряжение № АМ-23-р устанавливает несколько категорий стандартов по расходу топлива и ГСМ:
- Базовый норматив затрат бензина в литрах на 100 км в снаряженном состоянии. Этот норматив позволяет определить, сколько литров бензина требуется для проезда 100 километров при определенной нагрузке и условиях эксплуатации. Он является основным стандартом для расчета расхода топлива.
- Транспортный стандарт в литрах на 100 км в эксплуатации при проведении транспортной работы. Для разных категорий транспортных средств устанавливаются отдельные стандарты затрат топлива. Например, для автобусов учитывается снаряженная масса и номинальная загрузка пассажиров, а для самосвалов — снаряжение и номинальная загрузка транспортного средства.
- Транспортный норматив грузового автомобиля в литрах на 100 тоннокилометров. Данный норматив определяется при проведении транспортных работ и учитывает массу груза, который перевозит автомобиль.
Нормативы затрат топлива устанавливаются в литрах или в метрах кубических, в зависимости от типа используемого топлива. Эти стандарты направлены только на регулирование рабочего процесса транспортных средств и не могут использоваться для расчета списания топлива при проведении ремонтных работ, настройке или испытаниях. Для таких целей необходимо устанавливать дополнительные нормы затрат топлива (НЗТ).
Многие организации задаются вопросом о том, можно ли разработать индивидуальные нормативы расхода ГСМ (горюче-смазочных материалов) для своей компании, не опираясь на стандарты Минтранса. Распоряжение минтранса РФ от 14 марта 2008 года АМ-23-р определен нормы списания ГСМ в 2025 году по видам транспорта в РФ для всех организаций. Однако, использование стандартов Минтранса в своей работе остается на усмотрение руководства компании. На законодательном уровне нет требований об обязательном применении норм затрат ГСМ.
В налоговом законодательстве не предусмотрены нормы расхода на ГСМ ни для налога на прибыль организаций, ни для упрощенной системы налогообложения (УСНО). Позиция Минфина также соответствует этому мнению в письмах от 22.03.2019 № 03-03-07/19283 и от 27.09.2018 № 03-11-11/69335. Каждая организация имеет право принимать самостоятельное решение об использовании топливных нормативов.
Организация может разработать собственные стандарты затрат, исходя из рекомендаций Минтранса, утверждая свои собственные нормативы. Эти показатели должны соответствовать реальным особенностям транспортных средств, используемых в процессе жизнедеятельности компании. Рекомендации Минтранса представляют собой только стандартные значения, рассчитанные на основе общих характеристик автомобилей. Несмотря на наличие поправочных коэффициентов, на практике значения могут значительно отличаться от фактических затрат. Организации могут утвердить свои собственные показатели и разработать нормативные значения с помощью локального приказа.
Определение норм расхода топлива производится на основе трех основных понятий: стандартное значение затрат ГСМ, расчетное нормативное значение и реальный норматив затрат. Стандартное значение устанавливается отдельно для каждой марки транспортного средства, учитывая его индивидуальные характеристики и вид потребляемого топлива. Этот вид норматива применяется для стандартных ситуаций.
Расчетное нормативное значение учитывает особенности транспортной работы автомобиля, такие как грузоподъемность, тяговая сила, номинальная загрузка груза или пассажиров. По сути, это базовый стандарт, пересчитанный с учетом рабочих характеристик автомобиля.
Реальный норматив затрат является результатом пересчета базовых и транспортных значений с учетом поправочных коэффициентов, учитывающих условия эксплуатации транспортных средств, такие как местность, климат, температурный режим и другие особенности.
Каждая организация имеет возможность утвердить локальным приказом нормативные значения расхода топлива, основываясь на этих трех основных понятиях. Для удобства использования представлены таблицы норм расхода топлива на 2025 год по маркам автомобилей.
Таким образом, организации имеют право разработать собственные индивидуальные нормативы расхода топлива, учитывая рекомендации Минтранса, но принимая во внимание реальные характеристики своего автопарка и условия эксплуатации. Утверждение таких показателей производится локальным приказом и позволяет более точно учесть особенности работы организации.
Зачем нужны показатели норм ГСМ
Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:
- Контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
- Профилактика перерасхода, слива и т.п.;
- Ведение соответствующей отчетности;
- Уточнение себестоимости перевозок;
- Снижение налогооблагаемой базы;
- Основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.
Учет нормативов топлива играет важную роль в эффективном управлении затратами организации на транспортные нужды. Он позволяет контролировать расходы, выявлять возможные перерасходы и предотвращать необоснованный слив топлива.
Ведение отчетности по использованию топлива позволяет организации иметь полный контроль над затратами, основываясь на фактическом расходе топлива, а не на оценочных данных. Это позволяет руководству организации принимать информированные решения по оптимизации потребления топлива и снижению расходов.
Учет нормативов топлива также является основой для уточнения себестоимости перевозок. Зная точное количество требуемого топлива для выполнения определенного объема работ, организация может более точно и надежно рассчитывать затраты на перевозки и определить прибыльность проектов.
Снижение налогооблагаемой базы также становится возможным благодаря учету нормативов ГСМ. Как правило, налог на прибыль рассчитывается исходя из себестоимости товаров или услуг, в том числе и транспортных. Учет нормативов позволяет более точно определить себестоимость, что влечет за собой снижение налогооблагаемой базы и, соответственно, сокращение обязательных платежей.
Наконец, учет нормативов топлива обеспечивает основу для расчета компенсаций и возмещений расходов сотрудникам, использующим личный автотранспорт для служебных целей. Зная точный расход топлива на определенные виды работ или задач, организация может составить справедливую и обоснованную систему вознаграждения и компенсации расходов.
Кто устанавливает нормы ГСМ
Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива, однако они оставались неизменными с 2015 года. Последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года, что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.
Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.
Как отразить в бухгалтерском учете организации списание ГСМ сверх установленных норм?
Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации. Организация может установить собственные нормы, учитывая особенности своей деятельности и автопарка. Это позволит ей более точно учесть реальный расход топлива и правильно оценить списание ГСМ.
Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.
Это означает, что автотранспортные фирмы должны учитывать расходы на топливо согласно установленным нормам, рекомендованным Минтрансом. Эти нормы не являются обязательными для других организаций, но для автотранспортных фирм являются обязательными при учете и списании ГСМ.
Сезонные нюансы для ГСМ
Известно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ. Такое положение регулируется документом Минтранса РФ от 14 марта 2008 года № 23-р, в котором указаны последние изменения, внесенные в 2021 году (в приложении № 2).
Надбавка по нормам ГСМ
Для определения расхода топлива зимой необходимо учесть специфические условия эксплуатации автотранспортного средства. В зависимости от региона и климатических условий, надбавка по нормам ГСМ может составлять от 2 до 20%. Приложение № 2 к распоряжению Минтранса РФ содержит подробные данные о надбавках для различных регионов страны.
Учет сезонных нюансов
Для эффективного планирования и экономии ресурсов необходимо учитывать сезонные нюансы при планировании логистических и транспортных операций. Важно знать, что расход топлива зимой обычно выше, а значит, бюджет на ГСМ должен быть соответствующим.
- Температурные условия влияют на вязкость топлива и требуют больше энергии для его использования.
- Длительное прогревание двигателя перед поездкой в холодное время года также увеличивает расход топлива.
- Потребность в обогреве салона может также повлечь дополнительный расход ГСМ.
Советы по экономии
Для снижения расхода топлива зимой можно применять следующие меры:
- Использовать дополнительные средства обогрева салона до начала поездки, чтобы не включать обогреватель автомобиля на полную мощность.
- Устанавливать автоматические системы отключения двигателя при его простое, например, на светофоре.
- Осуществлять регулярное техническое обслуживание автотранспортного средства для поддержания оптимального уровня его работы.
Расход топлива зимой и летом имеет существенные различия, что требует учета сезонных нюансов при планировании логистических и транспортных операций. Распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 года № 23-р, с последними изменениями в 2021 году, регулирует этот вопрос и предлагает конкретные надбавки по нормам ГСМ для различных регионов РФ.
Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно
Организации имеют возможность самостоятельно подсчитывать расход топлива, используя установленные внутренними актами нормативы ГСМ, несмотря на то, что они также могут воспользоваться нормами Минтранса, что иногда бывает предпочтительнее, особенно при рекомендации налоговиками.
- Упрощенный способ
Упрощенный способ подразумевает нахождение процентного соотношения, путем умножения частного от количества потраченного топлива и пройденного километража на 100. Это даст показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном автомобиле. При необходимости можно применить соответствующие коэффициенты.
- Более сложная формула
Более сложная формула учитывает конкретную марку автомобиля и установленный для нее топливный норматив из таблицы Минтранса или внутренних актов организации. Также принимаются в расчет количество груза или пассажиров, режим движения, погрешности, зимний коэффициент, поправка на тип дороги и другие факторы.
Пример расчета:
Служебный автомобиль | |
---|---|
Марка | Тойота Королла |
Объем двигателя | 1,6 л |
Поездка отмечена в путевом листе расстоянием 650 км. Было затрачено 62 л бензина. Груза на борту не было доставлялись документы. Поездка была произведена зимой, с зимней надбавкой 5%. Используются показатели из таблицы Минтранса РФ.
Расчет:
Норма расхода топлива для данной марки автомобиля, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега с учетом зимнего коэффициента 5. Других поправок не предусмотрено.
Исчисление по формуле:
0,01 х 9 х 650 х 1 + 5 х 0,01 = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.
Как видно, водитель служебного автомобиля практически не превысил расход бензина, требующийся по нормативу.
Норма расхода бензина утверждена Минтрансом и используется для различных отчетов и расчетов себестоимости перевозок и транспортных услуг.
Автор: Евдокимова Наталья
Рекомендованные нормы расхода топлива для различных марок транспортных средств
Минтранс России разработал документ-распоряжение, который устанавливает рекомендованные нормы расхода газа, солярки и бензина для различных марок транспортных средств. Этот документ имеет методический характер и предоставляет базовые показатели для ведения топливного учета.
Документ содержит таблицы с нормами топлива для конкретных марок транспортных средств, а также классифицирует их по классам и моделям. Используя эти таблицы, можно удобно определить нормативы расхода ГСМ для различных автотранспортных средств.
Нормы топлива для служебного автопарка
Ниже приведены нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка:
- Марка транспортного средства 1: Расход газа — 10 л/100 км, расход солярки — 7 л/100 км, расход бензина — 8 л/100 км
- Марка транспортного средства 2: Расход газа — 12 л/100 км, расход солярки — 9 л/100 км, расход бензина — 10 л/100 км
- Марка транспортного средства 3: Расход газа — 8 л/100 км, расход солярки — 6 л/100 км, расход бензина — 7 л/100 км
- Марка транспортного средства 4: Расход газа — 11 л/100 км, расход солярки — 8 л/100 км, расход бензина — 9 л/100 км
Полный список предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств, включая около 800 марок с соответствующими нормативами расхода ГСМ, можно скачать по ссылке.
Бухгалтерский учет нормативов ГСМ
Способы учета расхода топлива
- В графу «Материальные расходы» вносится количество топлива, соответствующее установленным на предприятии нормам.
- Частично расход топлива может быть внесен в графу «Внереализационные расходы», если истраченное количество ГСМ превышает установленные нормы.
Для учета расхода топлива в бухгалтерии применяется счет 10 «Материалы» с соответствующими субсчетами.
Подтверждающие документы
Для расчета фактически истраченного топлива необходимо использовать подтверждающие документы:
- Путевой лист — форма путевого листа разрабатывается предприятием самостоятельно.
- Талоны, чеки, сертификаты и прочие документы, подтверждающие закупку топлива по определенной цене.
Эти документы являются основой для расчета фактически истраченного топлива и вносятся в бухгалтерскую отчетность предприятия.
Пример заполнения акта списания ГСМ по образцу КонсультантПлюс
Наименование | Количество | Цена | Сумма |
---|---|---|---|
Бензин АИ-92 | 50 л | 45 руб. | 2250 руб. |
Дизельное топливо | 30 л | 50 руб. | 1500 руб. |
Это пример заполнения акта списания ГСМ по образцу, доступному по ссылке на КонсультантПлюс. В акте указываются наименования топлива, его количество, цена и сумма. Такой акт используется для учета фактически истраченного топлива и его стоимости.
Таким образом, бухгалтерский учет нормативов ГСМ является важным аспектом работы предприятия и требует правильного учета расхода топлива с использованием подтверждающих документов.
Понятие норматива ГСМ
Норматив расхода топлива на служебном автотранспорте определяется и устанавливается в соответствии с требованиями безопасности и экономической эффективности. Он должен быть достаточным для выполнения поставленных задач, но не превышать установленные нормы. При этом, каждый тип автотранспорта имеет свои особенности и требования к уровню норматива расхода топлива.
Норматив расхода ГСМ на 100 км пробега позволяет контролировать экономичность использования автотранспорта и принимать соответствующие меры для оптимизации расхода топлива. Это важный инструмент для управления бюджетом организации и определения эффективности использования автопарка.