В основе судебной власти лежит роль судьи, который является уполномоченным носителем судебной власти и лично, в безотлагательном порядке осуществляет правосудие от лица Российской Федерации (или от лица конкретного субъекта Российской Федерации).
Люди, обладающие указанными полномочиями в соответствии с Конституцией РФ и законодательством, исполняют обязанности, связанные с правосудием, в качестве судей на профессиональной основе. Это устанавливается в части 3 статьи 1 Закона РФ «О статусе судей в РФ» и части 1 статьи 11 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
Судьи всех типов и уровней федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации, входящих в судебную систему Российской Федерации, объединяются в судейское сообщество Российской Федерации с момента их принесения присяги и до прекращения полномочий, за исключением случаев почетного ухода или удаления судьи в отставку.
Статус судьи включает в себя набор условий, которые необходимы для претендента на пост судьи, процедуры отбора кандидатов на должность судьи, а также права, обязанности и ограничения, налагаемые на лицо, получающее судебные полномочия. Важными аспектами такого статуса являются его гарантии и ответственность перед обществом.
Основы юридического положения судей Российской Федерации определяются Конституцией РФ и федеральными законами, а конкретные положения и дальнейшее развитие закрепляются в Законе РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», а также в других статьях федеральных законов, подзаконных нормативных актах, принимаемых Президентом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и другими органами, занимающимися правотворчеством в данной сфере.
В Конституции Российской Федерации зафиксировано следующее: «Судьи обладают независимостью и подчиняются исключительно Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (статья 120), «Судьи являются несменяемыми. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и на основании, установленные федеральным законом» (статья 121), «Судьи обладают неприкосновенностью. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности исключительно в порядке, определенном федеральным законом» (статья 122).
В законодательстве о судебной власти были представлены подробные правила, регулирующие каждое из этих конституционных положений. Специфика правового положения определенных категорий судей, включая судей военных судов, определяется федеральными законами, а также, когда это предусмотрено, законами субъектов РФ, в частности Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде РФ.
Основной целью статуса судьи является гарантирование независимости, неизменяемости и неприкосновенности индивида, который обеспечивает правосудие и наделен судебными полномочиями. Это делается с целью защиты конституционного права каждого человека на судебную защиту своих прав и свобод, а также на проведение справедливого судебного разбирательства.
С целью поддержки и развития чувства независимости у судьи, государство устанавливает конституционно-правовой статус для данного лица. Это позволяет судье осуществлять правосудие независимо от любых попыток влияния со стороны участников судебного процесса, политических, экономических и криминальных сфер. Судья подчиняется только Конституции РФ и федеральным законам, что обеспечивает его личную защиту от политического, экономического, административного и криминального воздействий. Кроме того, государство гарантирует судье надлежащие условия жизни, работы и отдыха, которые соответствуют его должности и уровню ответственности в иерархии государственных должностей.
Самостоятельность судьи представляет собой способность индивида неукоснительно придерживаться присяги судьи, в которой гласит: «Честно и беспристрастно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, следуя исключительно закону, быть объективным и справедливым в соответствии с совестью и профессиональным долгом». Это является главным элементом особого юридического статуса судьи и основным условием для независимой и авторитетной судебной власти в защите прав и законных интересов личности.
Роль судьи как индивидуальности, наделенной полномочиями судебного власти, является функциональным соединением и взаимосвязью четырех форм (специальных юридических статусов, особых правовых положений личности, определенных ее общественной ролью). Посмотрите схему 13.
Различаются четыре категории правовых норм, которые определяют положение и статус судьи.
- нормативы, которые устанавливают права и обязанности судьи в качестве представителя судебной власти в ходе его процессуальной работы по реализации правосудия (профессиональный режим судьи);
- установления, которые определяют правовые и обязательные положения судьи в качестве индивида, выполняющего публичные обязанности в Российской Федерации или в одном из её субъектов (режим осуществления служебной деятельности).
- Установленные нормы регулируют положение и функции судьи в рамках судейского сообщества, а также полномочия органов, относящихся к судейской корпорации.
- Правила, которые устанавливают правовые полномочия, обязанности и ограничения гражданина, обладающего судейскими функциями и занимающего отдельное положение в обществе (социально-правовой статус судьи).
Профессиональная роль судьи основывается на законных правах и обязанностях, которые регулируют его деятельность в рамках судебного процесса. Важным аспектом является запрет на любое вмешательство в судебную практику под угрозой ответственности. Также следует отметить, что судья не подотчетен непосредственно при осуществлении своих судебных функций.
Профессиональная роль судьи, которая связана с процессуальными аспектами его статуса, определена законами Российской Федерации, такими как ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях. В ходе обучения студенты изучают эти аспекты статуса судьи в контексте конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного процессов. В рамках учебного курса «Правоохранительные и судебные органы России» эти аспекты не рассматриваются отдельно.
Судья, занимающий государственную должность в Российской Федерации, имеет своими правами и обязанностями установленные законом возможности. Это включает процедуру отбора кандидатов на должность судьи, обеспечение независимости, неприкосновенности и несменяемости, возможность продвижения по службе, присвоение соответствующих квалификационных классов, а также особый порядок привлечения судьи к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Меры оперативно-розыскного характера, приостановление и прекращение полномочий судьи также применяются в отношении него.
Судейский корпус обладает определенными правами и обязанностями, которые регулируются законом. Корпоративный режим судьи предполагает возможность выбора и избрания в органы судейского сообщества, а также требует соблюдения норм корпоративной этики. Корпоративный режим судьи тесно связан с полномочиями органов судейского сообщества, которые предоставляются законодательством. Эти органы имеют право на самоорганизацию судебной власти: они формируют судейский корпус, контролируют кадровый состав, оценивают профессиональный уровень судей, привлекают их к ответственности, обеспечивают финансовую самостоятельность и т.д.
Социально-правовой статус судьи заключается в определенных законом ограничениях гражданских прав и свобод гражданина, который наделен судебными полномочиями. Кроме того, судья получает определенные льготы и привилегии от государства в качестве компенсации за эти ограничения.
В Российской Федерации все судьи равны по своему статусу, хотя различаются своими полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения определенных групп судей устанавливаются федеральными законами, а в некоторых случаях — также законами субъектов Российской Федерации (согласно статье 12 Федерального закона «О судебной системе Российской Федерации» и статье 2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в РФ»).