В 2025 году вступят в силу новые правила расчета ущерба по ОСАГО, которые существенно изменят ситуацию на рынке автострахования. Была разработана единая методика определения стоимости восстановительного ремонта, которая должна стать основой при рассмотрении возмещения ущерба. Это значит, что страховые компании больше не смогут самостоятельно устанавливать проценты индивидуального износа и производить иные необоснованные снижения выплат.
Приложение 1. Требования к проведению фотографирования поврежденного транспортного средства
Для проведения эффективной оценки ущерба по ОСАГО необходимо правильно и точно фотографировать поврежденное транспортное средство. В данном приложении перечислены требования, которые следует учитывать при проведении фотографирования.
1. Угол съемки
Для проведения эффективной оценки ущерба по ОСАГО необходимо правильно и точно фотографировать поврежденное транспортное средство. В данном приложении перечислены требования, которые следует учитывать при проведении фотографирования.
1. Угол съемки
Фотографии повреждений должны делаться под определенным углом, чтобы в полной мере была видна величина и характер повреждения. При фотографировании следует выбирать такой угол, чтобы в кадр попали все повреждения и общий вид ТС.
2. Расстояние до ТС
Фотографии поврежденного транспортного средства следует делать с достаточного расстояния, чтобы обеспечить полный обзор всех повреждений. Рекомендуется снимать с расстояния не менее 2-3 метров.
3. Освещение
Освещение является важным аспектом при фотографировании повреждений ТС. Необходимо обеспечить яркое и равномерное освещение, чтобы избежать теней и нечеткости изображений. Рекомендуется проводить съемку на светлом месте или использовать дополнительное источник освещения.
4. Качество фотографий
Фотографии поврежденного ТС должны быть четкими и качественными, чтобы максимально точно отображать повреждения. Рекомендуется использовать камеры с высоким разрешением и фиксированным фокусным расстоянием.
5. Съемка всех повреждений
При фотографировании поврежденного транспортного средства необходимо учесть все видимые повреждения, как видимые сразу, так и скрытые. Рекомендуется делать общий вид ТС, а затем фотографировать каждое повреждение в отдельности.
6. Порядок съемки
Для удобства последующей оценки ущерба рекомендуется соблюдать следующий порядок съемки повреждений: общий вид ТС, переднее бампер и капот, передний левый крыло, передний правый крыло, переднее левое крыло, передний правое крыло, двери передние, пороги, двери задние, задняя часть ТС, задний бампер и крыша.
7. Дополнительные снимки
Помимо основных фотографий повреждений, рекомендуется делать дополнительные снимки с разных ракурсов и при разных условиях освещения, чтобы получить максимально полное представление о повреждениях.
8. Комментарии к фотографиям
Важным аспектом является комментирование фотографий с указанием видимых повреждений и их характеристик. Рекомендуется делать комментарии к каждой фотографии, чтобы обеспечить понимание и адекватную оценку ущерба.
Приложение 7. Справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств
Данное приложение представляет собой справочную информацию о среднегодовых пробегах транспортных средств. Среднегодовой пробег является одним из факторов, учитываемых при расчете размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного автомобиля по договору ОСАГО.
Справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств представлены в виде таблицы, в которой указаны различные марки и модели автомобилей, а также среднегодовые пробеги для каждого типа транспортного средства. Эти данные позволяют определить приближенное количество километров, которое проехал автомобиль за один год эксплуатации.
При использовании этих справочных данных страховщики учитывают среднегодовой пробег при определении размера расходов на восстановительный ремонт, так как пробег является непосредственным показателем степени износа автомобиля и может влиять на его стоимость восстановления.
Приложение 8. Значения коэффициента Кв, учитывающего срок эксплуатации транспортного средства на момент повреждения и спрос на его неповрежденные части, узлы, агрегаты и детали
Данное приложение представляет собой справочную информацию о коэффициенте Кв, который учитывает срок эксплуатации транспортного средства на момент повреждения, а также спрос на его неповрежденные части, узлы, агрегаты и детали. Коэффициент Кв используется при определении размера расходов на восстановительный ремонт поврежденного автомобиля по договору ОСАГО.
Значения коэффициента Кв представлены в виде таблицы, в которой указаны различные периоды срока эксплуатации автомобиля в годах, а также соответствующие значения коэффициента Кв. Данные позволяют учесть степень износа автомобиля в зависимости от его возраста, а также спрос на неповрежденные части и детали данной модели автомобиля на рынке.
При использовании этих справочных данных страховщики могут определить коэффициент Кв для конкретного автомобиля на основе его срока эксплуатации и степени износа, что позволяет более точно учесть расходы на восстановительный ремонт автомобиля при ДТП.
Приложение 9. Значения коэффициента Коп, учитывающего объем и степень механических повреждений транспортного средства
Данное приложение представляет собой справочную информацию о коэффициенте Коп, который учитывает объем и степень механических повреждений транспортного средства. Коэффициент Коп используется при определении размера расходов на восстановительный ремонт поврежденного автомобиля по договору ОСАГО.
Значения коэффициента Коп представлены в виде таблицы, в которой указаны различные объемы и степени механических повреждений автомобиля, а также соответствующие значения коэффициента Коп. Данные позволяют учесть объем и степень повреждений автомобиля, а также их влияние на стоимость восстановительного ремонта.
При использовании этих справочных данных страховщики могут определить коэффициент Коп для конкретного автомобиля на основе объема и степени повреждений, что позволяет более точно учесть расходы на восстановительный ремонт автомобиля при ДТП.
Приложение 10. Процентное соотношение веса стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства
Данное приложение представляет собой информацию о процентном соотношении веса стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства. Это соотношение учитывается при определении размера расходов на восстановительный ремонт поврежденного автомобиля по договору ОСАГО.
Информация представлена в виде таблицы, в которой указаны различные марки и модели автомобилей, а также соответствующие им процентные соотношения веса стоимости неповрежденных элементов к стоимости автомобиля. Данные позволяют учесть влияние стоимости неповрежденных частей, узлов, агрегатов и деталей на общую стоимость восстановительного ремонта.
При использовании этих данных страховщики могут определить процентное соотношение веса стоимости неповрежденных элементов к стоимости автомобиля, что позволяет более точно учесть расходы на восстановительный ремонт и определить размер возмещения по договору ОСАГО.
Положение Банка России от 4 марта 2021 г. N 755-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»
Данное положение устанавливает единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства по договору ОСАГО. Оно было утверждено Банком России и зарегистрировано в Минюсте РФ.
Положение актуально на основании пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Оно вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования и применяется при определении расходов на ремонт транспортных средств в связи с ДТП, имевшими место после этого.
С изменениями и дополнениями от:
— Указание Банка России от 31 мая 2022 г. N 6144-У, вступающее в силу с 11 сентября 2022 г.
В настоящее время страховщики применяют единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт не только для ОСАГО, но и для автокаско, если это предусмотрено договором или правилами страхования. Это было подтверждено Верховным судом. Однако мнения по этому вопросу разделились, и принцип решения о применении методики в случае автокаско остается предметом разбирательства в суде.
Официальное текст положения Банка России опубликован на сайте Банка России и в «Вестнике Банка России» от 15 июля 2021 г. N 46-47.
Текст положения зарегистрирован в Минюсте РФ под номером 63845 и вступает в силу с 20 сентября 2021 года.
Справочники, которые действуют на дату вступления в силу новой методики, должны быть актуализированы не позднее 6 месяцев с даты их последней актуализации.
Приложение 2. Типовые характеристики повреждений транспортного средства
Приложение 2 к Единой методике расчета ущерба по ОСАГО представляет типовые характеристики повреждений транспортного средства, которые можно использовать при оценке стоимости их восстановительного ремонта. Ниже представлены некоторые особенности, которые помогут определить характер повреждения:
- Локализация повреждения: указывается область, в которой находится повреждение, например, передняя часть, задняя часть, правая или левая сторона.
- Тип повреждения: можно выбрать из списка типовых повреждений, таких как вмятина, царапина, трещина, разрушение элемента кузова.
- Степень повреждения: оценивается по шкале от минимальной до максимальной степени повреждения. Это поможет определить, насколько серьезное повреждение и восстановление требуется.
- Наличие перекосов и деформаций: указывается, есть ли искривления или перекосы в проемах и кузове транспортного средства, что может потребовать дополнительных работ по их устранению.
Рассмотрение всех этих характеристик позволяет определить степень повреждения и необходимые затраты на восстановительный ремонт. Типовые характеристики позволяют учесть особенности каждого транспортного средства и составить точную смету расходов.
Пример типовых характеристик повреждений:
Локализация повреждения | Тип повреждения | Степень повреждения | Наличие перекосов и деформаций |
---|---|---|---|
Передняя часть | Вмятина | Средняя | Да |
Задняя часть | Царапина | Минимальная | Нет |
Правая сторона | Трещина | Высокая | Да |
Приложение 3. Укрупненные показатели трудозатрат на выполнение работ по кузовному ремонту и устранению перекосов проемов и кузова транспортных средств
Приложение 3 к Единой методике расчета ущерба по ОСАГО представляет укрупненные показатели трудозатрат на выполнение работ по кузовному ремонту и устранению перекосов проемов и кузова транспортных средств. Ниже приведены некоторые показатели, которые помогут определить трудозатраты на различные виды работ:
- Вид работ: указывается вид работы, например, рихтовка, покраска, замена элемента кузова.
- Укрупненная норма времени: указывается предполагаемое время, необходимое для выполнения работы в часах или днях.
Укрупненные показатели позволяют оценить трудозатраты на основе типовых работ по кузовному ремонту и устранению перекосов проемов и кузова транспортных средств. Это облегчает процесс расчета затрат и позволяет составить смету трудозатрат.
Пример укрупненных показателей трудозатрат:
Вид работ | Укрупненная норма времени |
---|---|
Рихтовка | 8 часов |
Покраска | 12 часов |
Замена элемента кузова | 16 часов |
Рассмотрение всех этих показателей позволяет определить трудозатраты на различные работы по кузовному ремонту и устранению перекосов проемов и кузова транспортных средств. Укрупненные показатели упрощают расчет затрат, что помогает составить точную смету трудозатрат и определить реальные затраты на восстановительный ремонт.
Глава 7. Заключительные положения
В новой единой методике расчета ущерба по ОСАГО, которая вступит в силу с 1 января 2025 года, введены значительные изменения. Они направлены на обеспечение более справедливого и прозрачного расчета ущерба и стоимости восстановительного ремонта автомобилей.
В ходе разработки новой методики были учтены опыт и практика прошлых лет, а также мнение экспертов и представителей страховых компаний. Особое внимание было уделено учету региональных особенностей и реалий, чтобы расчет ущерба был адаптирован к разным регионам России.
В новой методике вводится более точный подход к определению стоимости восстановительного ремонта автомобиля. Теперь он будет основываться на электронной базе данных по рыночным ценам запасных частей и работ по ремонту. Это позволит исключить возможность завышения стоимости ремонта и снизить возможные конфликты между страховыми компаниями и клиентами.
Однако введение новой методики может привести к некоторым изменениям в стоимости ОСАГО для некоторых категорий автомобилей. Некоторые владельцы автомобилей могут заметить увеличение стоимости страховки, особенно если их автомобили требуют дорогостоящего ремонта.
В целом, новая единая методика расчета ущерба по ОСАГО преследует цель упростить и сделать более справедливым процесс расчета ущерба и стоимости ремонта автомобилей. Она призвана уменьшить возможность мошенничества и повысить прозрачность взаимодействия между страховыми компаниями и клиентами.
В целом, новые правила и стоимость восстановительного ремонта вводят в ОСАГО больше справедливости и прозрачности. С их введением, страховая система становится более адаптированной к реалиям рынка и потребностям клиентов. Все это позволит повысить доверие страховщиков и застрахованных лиц друг к другу, а также снизить возможность конфликтов в процессе расчета ущерба и стоимости ремонта.