Ниже приведено положение о государственной собственности, определенное в Постановлении Правительства РФ № 432, принятом 5 июня 2008 года.
Постановление Кабинета Министров Российской Федерации от 05.06.2008 года № 432 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» является ключевым документом, который определяет основные принципы, процедуры и правила, касающиеся управления государственным имуществом в России. В данном постановлении содержатся подробности о структуре и функциях Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ФАУГИ), а также о правилах оценки, использования и распоряжения этим имуществом.
Роль органов управления имуществом в процессе возврата
Задачу по возвращению имущества выполняют организации, отвечающие за его управление. Среди них есть Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, уполномоченный орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ (например, департамент по управлению имуществом области), орган местного самоуправления, ответственный за управление муниципальным имуществом (например, комитет по управлению имуществом городского округа).
Основную роль в спорах о возврате имущества в казну, как правило, играет Росимущество. Согласно Положению № 432, это ведомство обладает полномочиями по изъятию лишнего, неиспользуемого или использованного не по назначению имущества, которое принадлежит федеральным учреждениям и находится под оперативным управлением.
Уникальные особенности деятельности Росимущества и других органов по управлению имуществом:
- У Росимущества и других органов по управлению имуществом существует специальная правоспособность.
- Они заняты осуществлением целей и задач, которые установлены законодательством, включая обеспечение эффективного управления государственным имуществом.
- Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Однако анализ дел судебных свидетельствует, что Росимущество и региональные органы, управляющие имуществом, не всегда сдают его в казну. Задачи, поставленные перед этим ведомством в рамках государственной программы РФ «Управление федеральным имуществом», вызывают такую ситуацию. Одной из таких задач является оптимизация состава имущества государственной казны РФ, которое должно использоваться исключительно для выполнения государственных функций.
Возвращение имущества играет важную роль, поэтому органы, которым поручено его управление, отвечают за это. Они обладают специальными полномочиями и добиваются продуктивного управления государственным имуществом. Однако возникают сложности при принятии имущества в оборот, так как необходима оптимизация состава государственного фонда и использование имущества исключительно в интересах государства.
Отказ от возможности оперативного управления
Согласно позиции, описанной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2015 № 307-КГ15-15650 в деле № А42-8275/2014, юридическое лицо имеет возможность отказаться от права собственности или другого вещного права на свою собственность. Для этого оно может объявить об этом или совершить другие действия, которые свидетельствуют о его намерении избавиться от права владения, пользования и распоряжения этим имуществом без сохранения каких-либо прав на него. Право оперативного управления имуществом прекращается в соответствии с гражданским законодательством и другими правовыми актами.
Отказ от права постоянного бессрочного пользования земельным участком
Если юридическое лицо решает отказаться от права постоянного бессрочного пользования земельным участком, то необходимо следовать порядку, установленному статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
Изъятие имущества у учреждения
Если учреждение не использует или использует закрепленное за ним имущество не по назначению, собственник имеет право изъять его в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации. Законодательство не определяет процедуру и сроки изъятия имущества.
Возвращение имущества в казну
Если учреждение принимает решение вернуть имущество в казну, это значит, что оно отказывается от права владения, пользования и распоряжения имуществом. При прекращении оперативного управления имущество остается собственностью собственника.
Причины отказа государственных органов от изъятия имущества в казну
Государственные органы могут отказаться от изъятия имущества в казну по следующим причинам:
1. Судебные решения
- Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.02.2019 № Ф01-7204/2018 в отношении дела № А43-12391/2018;
- Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2015 № 307-КГ15-15650 в отношении дела № А42-8275/2014.
2. Недовольство состоянием имущества
- Решения Арбитражного суда Поволжского округа:
- от 25.07.2017 № Ф06-22449/2017 в отношении дела № А49-5902/2016;
- от 07.06.2017 № Ф06-21273/2017 в отношении дела № А49-10935/2016.
3. Возможность утратить возможность осуществлять деятельность учреждения
- Решения Арбитражного суда Уральского округа:
- от 25.01.2019 № Ф09-8767/18 в отношении дела № А60-17625/2018;
- от 25.10.2018 № Ф09-6735/18 в отношении дела № А76-40390/2017;
- от 29.11.2017 № Ф09-6719/17 в отношении дела № А76-30632/2016;
- с 25 сентября 2017 года № Ф09-4838/17 по делу № А76-30634/2016;
- с 14 сентября 2017 года № Ф09-4721/17 по делу № А76-30631/2016.
4. Отсутствие перераспределения бюджетных средств
- Решение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2016 года по делу № А13-10931/2016.
5. Отказ собственника имущества от права оперативного управления
- Решение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2015 года по делу № А13-15096/2014.
6. Отсутствие зарегистрированного права оперативного управления
- Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.04.2017 № Ф09-1744/17 по делу № А50-17801/2016.
7. Альтернативные решения
- Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.11.2017 № Ф01-4748/2017 по делу № А29-778/2017.
8. Нецелесообразность расходов на содержание и эксплуатацию имущества
- Решение Арбитражного суда Поволжского округа от 25.07.2017 № Ф06-22449/2017 по делу № А49-5902/2016
Суд не считал ни одну из указанных причин препятствием для возврата имущества в казну.
Необоснованные основания для отказа в приеме имущества в казну
При процедуре возврата неиспользованного имущества в казну, управляющие органы могут ситуативно находить причины, которые, по их мнению, препятствуют данной процедуре. Тем не менее, суды подтверждают, что эти аргументы не заслуживают правового признания и не считаются значимыми. В этой статье мы рассмотрим некоторые из таких неправомерных причин.
1. Отсутствие прав на возврат имущества
Одним из часто встречаемых необоснованных аргументов является утверждение, что организации не имеют права на возврат неиспользуемого имущества, так как не являются его собственниками. Однако судебные органы в явной форме опровергают это заявление, потому что согласно пункту 2 статьи 296 Гражданского кодекса РФ, собственник имущества обладает правом отозвать его, что влечет за собой обязанность собственника принять это имущество обратно.
2. Несоответствие условий возврата
Также органы управления имуществом могут ставить преграды перед возвратом имущества в казну, утверждая, что условия возврата не соответствуют установленным требованиям. Однако суды не признают этот аргумент, поскольку условия возврата определяются в соответствии с действующим законодательством и не могут быть произвольно изменены или отклонены органами управления.
3. Отсутствие экономической целесообразности
Один из основных аргументов, которые органы управления имуществом предлагают без должного обоснования, — это отсутствие экономической целесообразности возвращения имущества в казну. Однако судебные органы также относятся к этому аргументу с недоверием, поскольку они руководствуются законодательством и экономическими нормами при определении экономической целесообразности, а не произвольными оценками органов управления.
4. Изменение правового статуса имущества
Некоторые органы управления имуществом указывают на возможность будущего изменения правового статуса имущества в качестве необоснованного аргумента. Однако суды подчеркивают, что изменение правового статуса имущества может произойти только в соответствии с законодательством и не может служить причиной для отказа в возврате имущества в казну.
Таким образом, органы, управляющие имуществом, могут применять различные фальшивые мотивы, чтобы преградить возвращение неиспользованного имущества в государственную казну, но законодательные органы не соглашаются с этими доводами и принимают решения в пользу изъятия имущества в государственную казну.
Дополнительные основания для изъятия в государственную казну
При рассмотрении вопросов о распоряжении федеральным имуществом, суды учитывают дополнительные затраты, связанные с содержанием имущества. В то же время, суды не считают эти затраты препятствием для выполнения обязанностей владельца. Однако для балансодержателей, оплата расходов на содержание имущества является дополнительным аргументом для его изъятия в государственную казну.
<р>В соответствии с юридической практикой, имущество может быть возмещено в госбюджет, если оно не используется согласно своему назначению и на организацию возлагаются обязанности по содержанию и оплате налогов. Примерами таких решений являются решения арбитражных судов РФ от 25.10.2018, 29.11.2017, 25.09.2017, 14.09.2017, 22.05.2017 и 03.03.2017.р> <р>Также стоит отметить, что если использование имущества не соответствует целям организации, оно должно быть конфисковано в госбюджет. Примером такой ситуации является решение Верховного Суда РФ от 28.04.2017, в котором библиотеке, являющейся собственником части жилого дома, запрещено использовать имущество согласно его назначению и оно должно быть конфисковано.р>
Практика судебных разбирательств говорит о наличии действительной проблемы возвращения имущества в государственную казну, которую часто затрудняют государственные органы. До возникновения судебных споров организации активно пытаются передать неиспользуемые активы другим структурам для оперативного управления или использования. Однако только после долгого отказа принять имущество в государственную казну можно подать иск в арбитражный суд.
Наиболее часто возникающие причины юридических споров в этом вопросе связаны исключительно с экономическими факторами. Обычно имущество, которое не используется, неприбыльно и вызывает только затраты. Именно поэтому и владелец, и оператор стремятся переложить ответственность за содержание этого имущества на другую сторону. Однако, в отличие от владельца, учреждение, которое управляет этим имуществом, вправе отказаться от вещных прав без поиска нового владельца.
Для решения данной проблемы необходимо учитывать сущность правового режима, а не только организационно-правовую форму владельца имущества. Законодательством Российской Федерации регулируются вопросы управления государственным имуществом. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом занимается согласованием вопросов относительно распоряжения имуществом, а также выполняет некоторые другие полномочия в определенной сфере деятельности.